Готовые работы

Дидактические игры на уроках математики в начальных классах при объяснении нового материала

300.00 Р
Цена в баллах: 300 баллов
31395

Поставка в электронном виде.

Описание

Введение    1
1. Игра как средство обучения в начальных классах    4
2. Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах при объяснении нового материала    9
3. Способы использования дидактических игр при закреплении материала    18
Заключение    27
Список литературы    30
 
Введение
В данной курсовой работе рассматривается игра в деятельностном, обучающем аспектах. В педагогической науке различают два уровня понятия воспитания — в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле включает в себя обучение и воспитание в узком смысле.
Игры развивающего и воспитательного содержания служат средством уяснения смысла деятельности людей, ее направленности, а также законов, руководящих поведением людей и влияющих на принятие ими решений.
В ходе воспитательной игры учащиеся накапливают опыт деятельно-сти, приближенной к реальной жизненной деятельности и взаимодействию между людьми. В этом заключается основная ценность игры. Она дает воз-можность обучаться на собственном опыте. Итак, использование воспита-тельных игр в обучающем процессе позволяет:
формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения;
развивать качества, которые не могут быть обнаружены в других усло-виях и ситуациях;
учиться состязательности, неординарности поведения, умению адапти-роваться в изменяющихся условиях, заданных игрой;
учиться умению правильно общаться, установлению контактов;
получать удовольствие от общения с партнерами;
учиться создавать особую эмоциональную среду.
В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этими много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского “О воспитании”. В этой книге он знакомит нас со свои-ми мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: “…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня-тий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.”  Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе “Психология игры” Эльконин Д.Б. пишет, что игра влияет на развитие пси-хических процессов: “Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачами… В игре возникает новая психологическая форма мотивов”.  Продолжая работу Эльконина, Амонашвили Ш.А. в своей книге “В школу - с шести лет” описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: “Дидактическая иг-ра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития.”
Объектом исследования являются методы обучения.
Предмет работы – дидактические игры на уроках математики в на-чальной школе.
Цель курсовой работы – определить наиболее эффективные методы использования дидактических игр на уроках математики в начальных клас-сах.
Задачи работы:
-    дать понятие о дидактической игре;
-    раскрыть особенности использования дидактических игр;
-    исследовать отношение детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики;
-    изучить особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала на уроках математики в 1 классе при изучении темы “Нумерация чисел в пределах сотни”;
-    выявит эффективные способы использования дидактиче-ских игр при обобщении материала.
    Я считаю решение перечисленных задач весьма важным если не для частной методики начальной школы, то лично для себя, как для будуще-го педагога. Это и обусловило мой интерес к выбранной теме и ее раскры-тию в рамках курсовой работы.
 
1. Игра как средство обучения в начальных классах
Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими видами деятельности. Первой из них является игра. Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроиз-водятся типичные действия и взаимодействия людей. Характерной особен-ностью игры является ее двухплановость. С одной стороны, играющий вы-полняет реальную деятельность, связанную с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, а с другой стороны — ряд моментов этой дея-тельности носит условно-символический характер, позволяющий отвлекать-ся от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привхо-дящими обстоятельствами.
Другой специфической особенностью игрового поведения является то, что его целью является сама осуществляемая «деятельность», а не те практи-ческие результаты, которые достигаются с ее помощью. Исследования пока-зывают, что у ребенка игра-служит, прежде всего, формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Как таковая она связана с функцио-нальным удовольствием. Ее побудителем является потребность в активности, а источником — подражание и опыт.
Игровые действия ребенка с самого начала развиваются на базе чело-веческих способов употребления вещей и человеческих форм практического поведения, усваивамых в общении со взрослыми и под руководством взрос-лых. Игра происходит с помощью особых предметов-орудий — игрушек, изображающих, копирующих или символизирующих настоящие вещи. Вос-создавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной дея-тельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций.
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное де-ло. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое дей-ствие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.
Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и сни-мающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:
1.    Во время игры учитель должен создавать в классе атмосфе-ру доверия, уверенности учащихся в собственных силах и дости-жимости поставленных целей. Залогом этого является доброжела-тельность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
2.    Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказы-ваться от наглядности, если она требуется.
3.    Учитель должен быть очень внимательным к тому, на-сколько учащиеся подготовлены игре, особенно к творческим иг-рам, где учащимся представляется большая самостоятельность.
4.    Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.
В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно раз-ных учащимся.