Готовые работы

Интеллектуальный потенциал нации Курсовая работа Скачать

300.00 Р
Цена в баллах: 300 баллов
31026

Поставка в электронном виде.

Описание

Введение 3
1. Интеллект как психическая и социальная реальность 7
2. О понятии интеллектуального потенциала нации 11
3. Интеллектуальный капитал 15
4. Интеллектуальное развитие нации 23
Заключение 34
Литература 37
 
Введение
В России необходимо заново создавать инновационную систему, основанную на принципах рыночной экономики. Такого рода системы доказали свою эффективность в экономически развитых странах и свое преимущество перед инновационной системой командно-административного типа. Создание инновационной системы — не частная проблема, а задача и технологическая, и социально-экономическая, и социокультурная. Система будет функционировать, если у общества, производства имеется постоянный спрос на технологические инновации. Такой спрос возникает, когда оно движется по инновационному пути. А именно этот путь является оптимальным для современной России. Поэтому создание национальной инновационной системы можно с полным основанием считать ключевой проблемой современного развития России.
Инновационное развитие требует больших капиталовложений. Дело экономистов найти финансовые ресурсы для обеспечения инновационного процесса. Имеются экономические разработки, доказывающие, что задача поддается решению.
Самое важное другое, а именно то что Россия способна двигаться по инновационному пути благодаря тому, что у нее имеется развитый интеллектуальный потенциал. Россия по многим показателям опустилась до уровня стран третьего мира. Но от них она отличается уровнем своего интеллектуального потенциала. Для развития инновационной деятельности, создания в стране современного технологического базиса, обеспечения устойчивого экономического роста кроме науки и ученых нужны конструкторы, инженеры, техники, экономисты, педагоги, менеджеры, квалифицированные рабочие и другие специалисты. В стране должен быть определенный уровень культуры и образования всего населения, делающий его способным существовать в обществе, насыщенном современной техникой. А все это — составляющие интеллектуального потенциала общества.
Интеллектуальный потенциал — интегративное понятие, объединяющее науку, образование, технологию, все виды интеллектуальной деятельности и ее субъектов. Интеллектуальный потенциал России — ее национальное достояние, открывающее перед ней возможности инновационной динамики и поддержания должного уровня цивилизационного развития.
Предмет исследования данной курсовой работы:
–Понятие интеллектуального потенциала нации.
–Понятие интеллектуального капитала.
Объект исследования:
–Интеллектуальный потенциал и капитал как достижение и достояние.
Целью работы является рассмотрения проблем, касающихся развития интеллектуального потенциала а также исследование социально–философских подходов к теме интеллектуального потенциала нации.
Цель определила следующие задачи:
1) рассмотреть проблему определения понятия интеллекта,
2) подчеркнуть необходимость философского подхода к решению задачи развития интеллекта,
3) доказать прямую зависимость морального и интеллектуального облика нации от культурных и духовных традиций.
Гипотеза курсовой работы — наличие влияние духовных и культурных ценностей как наследия нации на интеллектуальное развитие в национальных масштабах.
Вся эта проблематика в общем далека от философии. Но я все-таки осмелился ее поднять, так как через нее «вышел» на понятие интеллектуального потенциала, с помощью которого мы поднялись на уровень иных, в том числе культурно- и социально-философских проблем. Речь идет об анализе интеллектуального потенциала, характеристике интеллектуальной деятельности, ее месте в культуре и ее отношении к деятельности духовной.
В социальной области термин «потенциал» используется для обозначения имеющихся возможностей к осуществлению определенного вида и качества деятельности. Эти возможности создаются обществом в ходе его исторического развития. Человеческая деятельность есть процесс реализации потенциала. Если потенциал отсутствует, деятельность становится невозможной. Когда человека считают специалистом, профессионалом, это означает, что он имеет необходимые знания и навыки, т.е. определенный профессиональный потенциал, дающий ему возможность качественно выполнять свою работу, и от него ожидают именно такой работы. Следовательно, понятие потенциала характеризует возможности и способности человека как субъекта деятельности, а не то или иное явление общественной жизни. Что же представляет собой интеллектуальный потенциал? В нашей философской литературе справедливо отмечали и подчеркивали предметный характер человеческой деятельности. Но ведь у нее имеется и другая, интеллектуальная сторона — способность к рациональной постановке целей и поиску средств их реализации, без чего предметная деятельность также невозможна. Интеллектуальная сторона предметной деятельности, если ее перевести в социальный план, и предстает как интеллектуальный потенциал данного субъекта. Вопрос о составляющих (структуре) интеллектуального потенциала не имеет и не должен иметь однозначного ответа, поскольку он зависит от того, чей это потенциал — индивида, группы, нации или страны в целом.
Существо понятия интеллектуального потенциала, как мне представляется, состоит в соединении, синтезе интеллектуальных компонентов человеческой деятельности, придающих ей творческий инновационный характер, позволяющих выходить за рамки автоматизированных действий, наработанных алгоритмов деятельности. Интеллектуальный потенциал общества — это его инновационные возможности, использование которых позволяет решать возникающие проблемы, вносить в исторический процесс нечто новое и тем самым создавать предпосылки для движения истории вперед.
XXI век — это век высокоинтеллектуальных технологий, креативной культуры (в частности, креативной педагогики, креативного менеджмента), креативных систем как таковых, век гомо креаторов, век креатологии. «Исключительность современной ситуации в мире заключается в том, что надвигается процесс интеллектуального передела — «четвертого великого передела» (после завершения международных переделов территорий, капитала и идущего сейчас третьего передела — технологий)».
Будущее принадлежит тем странам, которые одержат верх в этом интеллектуальном переделе. Россия, переживающая в настоящее время длящуюся катастрофу, которая началась с революции 1917 года, сейчас остро нуждается в еще одной революции, но на этот раз ... интеллектуальной. Ей необходимо осуществить прорыв в интеллектуальном развитии нации. Непрерывный рост интеллектуального потенциала нации и его эффективное использование — непременное условие возрождения российского общества.

Литература

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. // Социально–философский журнал. № 3. 1999.
2. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М., 1982.
4. Венгер В., Поу Р. Неужели я гений? СПб.: Питер Пресс, 1997.
5. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999.
6. Лейнг Р. У. Разделенное Я: Экзистенциальное исследование психического здоровья и безумия. М.: Госуд. библ. для юношества, 1995.
7. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.
8. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999.
9. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
10. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб.: Наука, 1991.
11. Ружгис П. Что такое интеллект: кросскультурное изучение имплицитных теория интеллекта // Вопросы психологии. № 1. 1994.
12. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. № 5. 1990.
13. Юнг К.Г. Божественный ребенок: Сб.–М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1997.