Готовые работы

Использование экономических познаний при выявлении и расследовании налоговых преступлений

300.00 Р
Цена в баллах: 300 баллов
31380

Поставка в электронном виде.

Описание

Введение    3
1. Особенности расследования преступлений в сфере налогообложения    5
2. Способы совершения преступления    13
Заключение    19
Литература    20
 
Введение
Субъектом налогового преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, является физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы налоговой службы декларацию о доходах.
Понятие "уклонение" следует понимать как незаконное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) осознанное и желаемое пользование, владение и распоряжение денежными средствами, которые к установленному законодательством сроку должны были быть перечислены в государственный бюджет. Термин "уклонение" означает не только само действие (бездействие), но и его результат, и налоговое преступление заключается именно в фактической неуплате налога, притом что к такому результату привели направленные на его достижение действия (бездействие).
Непредставление декларации будет считаться налоговым преступлением только в том случае, если подача декларации является обязательной. Если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Заведомо искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные относительно величины доходов, расходов или льгот, учитываемых при исчислении налогов, а также данные, неверно отражающие факты ввиду игнорирования существенно важной информации. Заведомая искаженность данных возможна при наличии двух признаков: относимости данных к исчислению налогов и их очевидного для лица несоответствия реальной налогооблагаемой базе.
Важнейшим доказательством в уголовных делах по налоговым преступлениям (возбужденных в отношении индивидуальных предпринимателей) является решение арбитражного суда по делу о признании недействительным решения, вынесенного по результатам соответствующей налоговой проверки.
 
1. Особенности расследования преступлений в сфере налогообложения
Уголовно-процессуальный кодекс оставляет без ответа ряд принципиальных вопросов, имеющих существенное значение для успешного расследования уголовных дел по налоговым преступлениям. Согласно данным ведомственной статистики в 2008 г. в целом по стране было выявлено лишь 2509 налоговых преступлений, что на 85% ниже показателей предыдущего года. Снижение масштабов уклонения от уплаты налогов отмечено в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию как положительный момент проводимых преобразований в налоговой сфере. Однако, как представляется, действительное положение в этой области несколько иное, и дело тут в некоторых проблемах правового характера.
Оставляя специалистам в области государственного управления право делать выводы по поводу проводимой административной реформы федеральных органов исполнительной власти и, в частности, передачи функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений органам внутренних дел, обратим внимание на те уголовно-процессуальные вопросы, которые имеют существенное значение для работы органов предварительного расследования при проверке сообщения о налоговом преступлении, расследовании уголовного дела и прекращении уголовного преследования:
1) если судопроизводство в России осуществляется на основе равноправия сторон, то как отражен этот принцип в УПК РФ по отношению к государству как одной из сторон налоговых правоотношений;
2) должен ли следователь, проверяя сообщение о совершенном налоговом преступлении, назначать документальную проверку налогоплательщика или поручать ее назначение и проведение органу дознания;
3) могут ли служить законным основанием к возбуждению уголовного дела данные, установленные актом налоговой проверки и указывающие на признаки общественно опасного деяния;
4) возможно ли построить обвинение в налоговом преступлении на данных, установленных не актом налоговой проверки, а заключением судебного эксперта, который не является между тем участником налоговых правоотношений;
5) если акт налоговой проверки содержит сведения о времени, месте и механизме совершения налогового правонарушения, суммах неуплаченных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере, то может ли он допускаться в качестве доказательства по уголовному делу;
6) какое место в уголовном судопроизводстве занимает государственный налоговый инспектор, составивший акт проверки и являющийся участником налоговых правоотношений, основанных на властном подчинении налогоплательщика государству;
7) может ли предъявляться по уголовному делу публично-правовое требование о взыскании с обвиняемого недоимки по налогам и сборам в форме гражданского иска, сутью которого являются частно-правовые правоотношения, основанные на равенстве сторон;
8) может ли следователь отказаться от применения своих публично-правовых правомочий на прекращение уголовного преследования в отношении лица, имеющего право быть освобожденным от уголовной ответственности по основанию деятельного раскаяния?

Заключение

Достаточно остра необходимость в допросах работников бухгалтерии и других лиц, составивших первичные учетные документы с неверными сведениями об объектах налогообложения, о причинах и размерах их искажения. Нужно допрашивать также представителей предприятий-контрагентов, экспедиторов, водителей, перевозивших товары, и др. Допросы целесообразно проводить с предъявлением ксерокопий бухгалтерских и иных документов.
Работники организации (кассиры, кладовщики, товароведы, продавцы и др.) нередко сообщают об указаниях руководства не отражать (исказить) финансово-хозяйственные операции, например не приходовать товары и выручку, поступившую от их реализации. Допросы этих лиц помогут выяснить размеры сокрытия объекта налогообложения, стоимость неоприходованных товаров, реальные затраты на их приобретение, перевозку, сбыт, хранение.
Лица, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность организации (налоговый инспектор, ревизор, аудитор и др.), знают подробности проведения проверок и полученные результаты. Граждане, не работающие в организации, но располагающие сведениями о совершенном преступлении (родственники, знакомые, соседи, бывшие сотрудники), могут сообщить различные сведения, начиная от характеризующих преступников и заканчивая особенностями способов уклонения от налоговых платежей.
 
Литература
1.    Альбрехт У., Венц Д., Уильямс Г. Мошенничество - луч света на темные стороны бизнеса. С-Пб.: Питер-пресс, 1996.
2.    Бровкина Н.Д. Определение планируемого уровня существенности ошибки. // Аудиторские ведомости. № 3. 2000.
3.    Бычкова С.М., Филатова О.Н. Виды искажений в бухгалтерской отчетности // Аудиторские ведомости. № 4. 2001.
4.    Кучеров И.И. Налоговые преступления: Учебное пособие. М., 1997.
5.    Ларичев В.Д., Решетняк Н.С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает. М., 1998.
6.    Расследование некоторых корыстных преступлений в сфере экономики: Учебное пособие. Екатеринбург, 1998. С. 3-45.
7.    Рохлин В.И. Работа следователя с документами при расследовании преступлений в сфере хозяйственной деятельности: Конспект лекций. Л., 1987.
8.    Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета М.: Финансы и статистика, 2000.
9.    Шерр И.Ф. Бухгалтерия и баланс. - М.: Экономика и жизнь, 1996.