Готовые работы

Мораль, нравственность в истории культуры народов России

300.00 Р
Цена в баллах: 300 баллов
31324

Поставка в электронном виде.

Описание

Введение    2
1. Нравственность в жизни славян    3
2. Роль семьи и общины в культуроной жизни и становлении нравственности    11
3. Моральные и нравственные каноны и их трансформация в России    17
Заключение    22
Список литературы    23
 
Введение
Нравственность – это важнейшая составляющая культуры любого общества. Чтобы лучше понять славянский народ, необходимо изучить его нравственные устои. Именно этому изучению и посвящена данная работа.
Тема культуры, морали и нравственности народов России несомненно инте-ресна и многообразна. Существует огромное количество исследований и моно-графий, посвященных русскому сельскому фольклору, песням, традициям, об-рядности. Но целостных широкомасштабных исследований культурно-бытовых отношений в русской деревне имеется не так уж и много.
Кроме того, исследования историков и этнографов разных эпох свидетельст-вуют о разительных отличиях в традициях, бытовых и семейных взаимоотноше-ниях в среде русского крестьянства. В частности, судя по описаниям известного русского этнографа Николая Ивановича Костомарова, культура и быт русских крестьян XVI—XVII веков существенно отличался от культуры и быта русской деревни XXIII — начала XX веков, что отражено в исследованиях современных отечественных этнографов и культурологов (М.М. Громыко, И.В. Власовой, М.Г. Рабиновича и др.). По всей видимости, такая разительная разница культур-но-бытового уклада является следствием суровости жизни и нравов более ранней деревни, что в последующие периоды было во многом сглажено влиянием ре-форм Петра I, насаждением просвещения, церковными реформами и т.д.
В данной работе рассмотрены особенности культуры, быта и нравстенно–моральных устоев русских народов применительно к периодам язычества, а так-же XVIII — начала XX веков. Интересно заметить, что русская деревня этого пе-риода в культурном смысле этого слова во многом еще жива обрядами, тради-циями и календарными и некалендарными праздниками.
 
1. Нравственность в жизни славян
Как считали некоторые немецкие историки, древняя славянская культура не была ни высокой, ни богатой в особенности по сравнению с античными культу-рами. В связи с этой отсталостью и относительной необразованностью древних славян в XVIII веке возникло представление о примитивности не только культу-ры славян, но и их характера. Славян описывали как народ без всяких моральных достоинств, низкого и дикого нрава. Эта точка зрения, высказанная в 1802 году Августом Шлёцером, дала, в свою очередь, повод к обратной реакции, выразите-ли которой пытались представить древнего славянина человеком, обладавшим характером хотя и отличным от древнего германца, но при всём том прекрасным и нравственно высоким. Согласно второму представлению славяне были наро-дом, который предавался дома мирному труду и веселью, не любил войн, воевал только по принуждению и вообще был нрава тихого, бесхитростного, прямого, гуманного – одним словом, был «голубиным народом», как стали говорить после Я. Коменского.
Зачатки этой теории можно проследить издавна, но главную основу ей дал известный немецкий философ Гердер. Славянские учёные встретили эту точку зрения Гердера с радостью, более того, с восторгом, именно потому, что её вы-сказал немец и, начиная с XIX века можно проследить в книгах, посвящённых древней истории славян и их культуре, удерживается гердеровская трактовка древнего славянства. Подобные представления удерживались до конца XIX века. Только немецкие исследователи, историки и археологи, когда бы ни приходилось им говорить о древнеславянской культуре, охотно обращались к шлёцеровской точке зрения.
Вновь поднял этот вопрос и дал ему новое направление в 1892 году Собес-тянский в своей книге «Учения о национальных особенностях характера и юри-дического быта древних славян», в которой он хотя и не принижал славянскую культуру, подобно немцам, но и решительно выступил против сентиментально-поэтической точки зрения Гердера. По мнению Собестянского, славяне не были тихим, «голубиным» народом, а были такими же суровыми и воинственными, как и их соседи. К сожалению, современная историография абсолютно не освещает этот вопрос.